Где не стоит открывать свой цех по производству жалюзи
В предыдущей статье мы разбирали, в каком случае инвестиция в собственную сборочную линию светофильтров будет оправдана. Здесь же поговорим о том, кому ни в коем случае не стоит «впрягать» себя в такую сомнительную с финансовой точки зрения затею, как собственный жалюзийный завод.
Представим, что вы каким-то образом запустили собственный магазин по продаже светозащитных систем. Прошло время, у вас стабильный спрос, устоявшийся коллектив, и в принципе можно считать дело отлаженным, только приезжай в офис и контролируй процесс.
Правда, те фабрики, на чьих мощностях вы размещаете заказы, иногда подводят: срывают сроки поставок, допускают слишком много отсутствующих позиций в каталоге, привозят жалюзи с браком. В этом случае изрядная доля собственников магазинов вместо того, чтобы помогать своим контрагентам решать возникшие проблемы, начинает думать о том, что неплохо было бы себя обезопасить, скажем так, добиться большей независимости в отрасли. Люди считают, что своё изготовление заказов им в этом поможет.
Вторая, даже более распространённая, категория новичков в производственной теме - дистрибьюторы. Эти люди - волки, которых кормят ноги. Они не зря едят свой хлеб, хоть и имеют презрительное прозвище, которым их нарекли цеховики: рублёвщики. Такая кличка появилась ещё на заре становления нашей экономики, когда между заводом и рынком существовало звено «бегунков», которые обивали пороги фабрик, бронировали за собой объёмы товара, узнавали цену, затем неслись к клиентам и называли свою цену, добавляя к каждому килограмму товара один рубль. Рублёвщики.
Так вот, эти самые бегунки, спустя пару десятилетий, превратились во вполне респектабельные офисы со сложившимися коллективами, собственным логистическим парком и хорошо функционирующей службой сбыта. И в какой-то момент (как правило, когда рынок сбыта такой фирмы более не расширяется и компания застревает на одном и том же обороте), менеджмент принимает решение об открытии своей сборки солнцезащитных систем. Это может быть связано с теми же причинами, которые преследуют розничные торговцы: избавиться от лишнего звена, прибрать в свою фирму всю добавленную стоимость.
О чём такие предприниматели забывают?
Во-первых, пока они развивали свои розничные и посреднические бизнесы, производители так же развивали свои фабрики. Они тратили время на то, чтобы найти новых оптовиков, которые могли бы обеспечить поставки тканей, например, к рольшторам, из-за границы, отлаживали производство, боролись с рекламациями. Например, мало кто задумывается, что даже расположение раскройных столов внутри цеха влияет на скорость изготовления светофильтров, а количество бракованных позиций зависит от мощности ламп, с помощью которых просвечивают каждое выпущенное изделие. А о том, каких трудов стоит отыскать нормального снабженца тканями, мы уже делали статью: если коротко, то чтобы собрать хороший каталог по шторкам-роллам, нужно пару лет ездить по всему миру, как говорится, «с фонариком». Это не видно, и со стороны кажется: цеховик только и делает, что стоит возле станков с чашечкой кофе и пересчитывает купюры.
Далее: у каждого бизнеса есть, скажем так, «годовые кольца», как у дерева. Это значит, что любая компания ежегодно сталкивается с новыми для себя проблемами, решения которых не приводится ни в одном учебнике MBA. И производители так же учатся справляться с сезонными колебаниями, наплывом заказом, отсутствующими позициями на складе. Это знание хранится в трудовом коллективе, и оно - самая главная ценность фирмы, так как её не купить за деньги.
Другими словами, в крупных городах работает по десятку приличных сборочных цехов по жалюзи.
В условиях жёсткой конкуренции каждый такой завод проходил учебную закалку. И весь этот ворох забот цеховики каждый день расхлёбывают, чтобы заработать около 20%, тогда как наценка в розничной торговле солнцезащитой может достигать 300%.
Для новичка же любая возникшая сложность будет означать финансовые потери. Кстати говоря, о вливаниях, которые вам придётся сделать на начальном этапе. Не вдаваясь в детали, даже б/ушное оборудование для изготовления самых ходовых позиций рулонных шторок (мини, уни, блэкаут) и плиссе, вместе с закупкой какой-нибудь небольшой партии запчастей, чтобы себя обеспечить на месяц вперёд, и не бегать каждый день к поставщику комплектации (скажем, что вам будет достаточно контейнера), обойдётся по меркам 2022 года в 10 миллионов рублей. И это только минимальная прикидка. У вас есть желание замораживать в новом направлении такие деньги?
К слову, заморозить придётся не только деньги, но и ваши трудовые мощности. Логист, водитель, какие-то самые сильные менеджеры, которых вы отрядили осваивать новое направление, будут загружены вдвое, что непременно отразится на выполнении их ежедневных обязанностей. Вы столкнётесь с ухудшением сервиса в своём основном бизнесе, а с другой стороны весь ворох забот на производстве (рекламации, наличие тканей и карнизов, сроки сборки) теперь будет не проблемой вашего контрагента, к которому вы просто посылаете машину (забрать заказы), а вашей личной проблемой, в которую, к тому же, вы порядком вложились.
И часто бывает так, что в стремлении «откусить» прибыль от своего контрагента-цеховика, предприниматель расплачивается упущенной долей рынка в своей сфере деятельности (дистрибьюции). Просто потому, что гениев среди нас нет, и если ты годами отлаживал своё направление, а потом вдруг взялся за какое-нибудь новое, то твой основной бизнес от недостатка внимания непременно начнёт «болеть», а клиенты потерпят-потерпят, да и уйдут обслуживаться к твоим конкурентам.
Резюме: задумываться о новом для себя направлении стоит лишь тогда, когда в твоём регионе нет ни одного игрока в той области, куда ты хочешь зайти. Или (куда ни шло) присутствует максимум один такой бизнес. Вместо этого, помогите своему контрагенту решить накопившиеся проблемы (если такие есть), и вы вместе (каждый в своей области: один производит жалюзи, другой их продаёт и монтирует) заработаете больше денег, чем каждый по отдельности, пытающийся вести бизнес везде.